raymondemorel
Ученый из меня никудышний, но я стараюсь. Для всех интересующихся ниже - инфа по японским драконам.
читать дальшеЯПОНСКИЕ ДРАКОНЫ
Несмотря на то, что японские драконы отчасти «производные» от
китайских, их нельзя назвать точными копиями своих материковых аналогов. Японцы отказались перенимать у китайцев фольклор и культуру полностью, поэтому божественная рептилия островного государства – с тремя когтями (некоторые виды – с пятью, но упоминаются реже) и предпочитает водную стихию воздушной, как показывают местные нарративы. Мотивы, связанные с Рю: и другими сходными монстрами, появились в Японии достаточно давно, однако, как отмечено в книге «История японской одежды» (1989), соответствующие элементы на нарядах знати (в том числе и императорских) в эпоху Нара встречались сравнительно редко, что говорит о более позднем распространении симпатии к драконам в японском обществе. Одна из ранних легенд, описывающая появление некого сверхъестественного существа относят к записям 596 года в храме Асука-дэра: «…Пурпурное облако спустилось с небес и накрыло собой как пагоду, так и зал Будды; затем окрасилось то в пять цветов и приняло форму то ли дракона, то ли феникса». Японский дракон редко выступает в паре с фениксом, как было показано в сюжете, хотя первый – атрибут Янь, а второй – Инь соответственно (иногда наоборот). Чаще появляется в сюжетах с тиграми («тигр вызывает ветер – дракон порождает облака»; соотношение элементов воздуха и воды, небес и земли), черепахами или единорогами. Он также один из двенадцати знаков зодиака, при этом реже встречается, чем, допустим, черепаха, кирин и т.д. Японские драконы – особый тандем мотивов из Китая, Кореи и Индии. Доказательство тому – водная стихия как главная (помимо прочих - воздуха и огня) в описании этих монстров. Океанические их вариации часто представлены как страшные существа, вызывающие сильные штормы и мощные тайфуны. Эта особенность противоречит корейской мифологии, в которой змееподобные повелители океанов – защитники мореплавателей или талисманы удачи.
Некоторые ученые связывают драконов со змеями и не случайно – азиатские драконы действительно змееподобны, а конкретно в Японии можно обнаружить сотни видов опасных пресмыкающихся, к каким, например, фольклорист Ф. Дэниэлс относит треугольноголовых змей хабу. Кроме них встречались особи змеиного вида крупных размеров, эта одна из возможных причин появления легенд о драконах. Отметим также, что некоторые другие существа из японских поверий сочетали в себе части рептилий-драконов, чаще всего встречались с драконьей головой.

В Средние века исторически драконы были связующим звеном в цепочке «верование-религия-фольклор», практически ни один храм не обходился без украшения с драконьей символикой. В эпоху Мейдзи популярность этих монстров достигла своего апогея – фольклорный сюжет стал украшать атрибуты императорской четы, стал чеканиться на монетах и все чаще появляться как архитектурный элемент. Конечно, император не забывал про феникса, льва, черепаху, хризантемы – дракон не главенствовал над символами власти. Впоследствии дракон исчезнет со стен многих святилищ синто, до наших дней сохранятся лишь подсвечники и мелкая утварь.
В японском буддизме дракон – символ победы и праведности. Один из мифов гласит, что Недвижимый Будда ( 不動明王 )проглотил вражеский меч, сразился с девяносто пятью существами и переродился сначала в «огненный меч мудрости», а затем в дракона Фурикара Фудо-мё:-о, четырьмя когтями вырвал у «еретических» существ их оружие и покончил с теми.
Драконы по-своему влияли не только на народное творчество, но и на культурную составляющую японского общества. Самый известный памятник искусства с драконьей символикой – бронзовый колокол в храме Сайдадзи. Кроме того, храм Такусэйбо славится своими воротами (стилизованными как своеобразный мемориал Конфуция), которые на самом деле - множество слитых вместе драконьих скульптур. На потолках некоторых пагод тоже ясно угадываются очертания переплетенных кольцом чешуйчатых рептилий – олицетворение буйных сверхъестественных сил. В наши дни японский дракон как сюжет в архитектуре, скульптуре, живописи постепенно впитывает элементы западной культуры, однако вместе с этим теряет свое символичное значение, становится частью национального декора. Впрочем, традиции все еще живы в бронзовых предметах интерьера, различных вазах, горшках, прочих емкостях, выполненных в стиле эпохи Эдо.

Во время Второй Мировой войны боевые установки, военные корабли, истребители в некотором количестве носили имена известных драконов. Так, например, небольшая субмарина Ко:рю: и самолет-камикадзе Синрю: славились «драконьими» названиями. Вероятно, это отсылка к пылкой энергии, которую приписывают божественному змею; солдаты верили, что такой говорящий символ внушит врагам страх, а земляков и союзников приободрит, вселит надежду в успех операции.
В драконьем пантеоне Страны Восходящего солнца много имен: это Рюдзин (защитник веры Синто), Суй-рю (вызывает алый дождь), внушительный по своим размерам девятицветный Хан-рю, красный огненный Ка-рю, зоркий Ри-рю (видит за сотни миль перед собой), вестник удачи Фуку-рю, золотой дракон Кин-рю, О Гончо (предупреждает о грядущем голоде), восьмиглавый Ямата-но-Ороти и многие другие. В следующих подглавах отдельные персонажи из ряда выше описаны подробнее.
читать дальшеЯПОНСКИЕ ДРАКОНЫ
Несмотря на то, что японские драконы отчасти «производные» от
китайских, их нельзя назвать точными копиями своих материковых аналогов. Японцы отказались перенимать у китайцев фольклор и культуру полностью, поэтому божественная рептилия островного государства – с тремя когтями (некоторые виды – с пятью, но упоминаются реже) и предпочитает водную стихию воздушной, как показывают местные нарративы. Мотивы, связанные с Рю: и другими сходными монстрами, появились в Японии достаточно давно, однако, как отмечено в книге «История японской одежды» (1989), соответствующие элементы на нарядах знати (в том числе и императорских) в эпоху Нара встречались сравнительно редко, что говорит о более позднем распространении симпатии к драконам в японском обществе. Одна из ранних легенд, описывающая появление некого сверхъестественного существа относят к записям 596 года в храме Асука-дэра: «…Пурпурное облако спустилось с небес и накрыло собой как пагоду, так и зал Будды; затем окрасилось то в пять цветов и приняло форму то ли дракона, то ли феникса». Японский дракон редко выступает в паре с фениксом, как было показано в сюжете, хотя первый – атрибут Янь, а второй – Инь соответственно (иногда наоборот). Чаще появляется в сюжетах с тиграми («тигр вызывает ветер – дракон порождает облака»; соотношение элементов воздуха и воды, небес и земли), черепахами или единорогами. Он также один из двенадцати знаков зодиака, при этом реже встречается, чем, допустим, черепаха, кирин и т.д. Японские драконы – особый тандем мотивов из Китая, Кореи и Индии. Доказательство тому – водная стихия как главная (помимо прочих - воздуха и огня) в описании этих монстров. Океанические их вариации часто представлены как страшные существа, вызывающие сильные штормы и мощные тайфуны. Эта особенность противоречит корейской мифологии, в которой змееподобные повелители океанов – защитники мореплавателей или талисманы удачи.
Некоторые ученые связывают драконов со змеями и не случайно – азиатские драконы действительно змееподобны, а конкретно в Японии можно обнаружить сотни видов опасных пресмыкающихся, к каким, например, фольклорист Ф. Дэниэлс относит треугольноголовых змей хабу. Кроме них встречались особи змеиного вида крупных размеров, эта одна из возможных причин появления легенд о драконах. Отметим также, что некоторые другие существа из японских поверий сочетали в себе части рептилий-драконов, чаще всего встречались с драконьей головой.

В Средние века исторически драконы были связующим звеном в цепочке «верование-религия-фольклор», практически ни один храм не обходился без украшения с драконьей символикой. В эпоху Мейдзи популярность этих монстров достигла своего апогея – фольклорный сюжет стал украшать атрибуты императорской четы, стал чеканиться на монетах и все чаще появляться как архитектурный элемент. Конечно, император не забывал про феникса, льва, черепаху, хризантемы – дракон не главенствовал над символами власти. Впоследствии дракон исчезнет со стен многих святилищ синто, до наших дней сохранятся лишь подсвечники и мелкая утварь.
В японском буддизме дракон – символ победы и праведности. Один из мифов гласит, что Недвижимый Будда ( 不動明王 )проглотил вражеский меч, сразился с девяносто пятью существами и переродился сначала в «огненный меч мудрости», а затем в дракона Фурикара Фудо-мё:-о, четырьмя когтями вырвал у «еретических» существ их оружие и покончил с теми.
Драконы по-своему влияли не только на народное творчество, но и на культурную составляющую японского общества. Самый известный памятник искусства с драконьей символикой – бронзовый колокол в храме Сайдадзи. Кроме того, храм Такусэйбо славится своими воротами (стилизованными как своеобразный мемориал Конфуция), которые на самом деле - множество слитых вместе драконьих скульптур. На потолках некоторых пагод тоже ясно угадываются очертания переплетенных кольцом чешуйчатых рептилий – олицетворение буйных сверхъестественных сил. В наши дни японский дракон как сюжет в архитектуре, скульптуре, живописи постепенно впитывает элементы западной культуры, однако вместе с этим теряет свое символичное значение, становится частью национального декора. Впрочем, традиции все еще живы в бронзовых предметах интерьера, различных вазах, горшках, прочих емкостях, выполненных в стиле эпохи Эдо.

Во время Второй Мировой войны боевые установки, военные корабли, истребители в некотором количестве носили имена известных драконов. Так, например, небольшая субмарина Ко:рю: и самолет-камикадзе Синрю: славились «драконьими» названиями. Вероятно, это отсылка к пылкой энергии, которую приписывают божественному змею; солдаты верили, что такой говорящий символ внушит врагам страх, а земляков и союзников приободрит, вселит надежду в успех операции.
В драконьем пантеоне Страны Восходящего солнца много имен: это Рюдзин (защитник веры Синто), Суй-рю (вызывает алый дождь), внушительный по своим размерам девятицветный Хан-рю, красный огненный Ка-рю, зоркий Ри-рю (видит за сотни миль перед собой), вестник удачи Фуку-рю, золотой дракон Кин-рю, О Гончо (предупреждает о грядущем голоде), восьмиглавый Ямата-но-Ороти и многие другие. В следующих подглавах отдельные персонажи из ряда выше описаны подробнее.
@темы: рабочие моменты, страна безмолвных холмов, полевые заметки одного искателя